ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА. КАК?

Часто можно услышать или прочи­тать рекомендацию больше хвалить ребенка. И это очень верно. Отноше­ние к детям сильно смягчилось за по­следние десятилетия. И теперь, к сча­стью, привычно звучат пожелания одобрять и поддерживать, а не только ругать и «воспитывать». Вместе с тем, нет абсолютных правил, верных для любой ситуации. Тут важны нюансы.

1. Похвала как оценка. Чаще всего без всяких напоминаний хвалят родители творческие проявле­ния ребенка. Картинка прямо встает перед глазами — малыш прибегает: «Мама, посмотри, что я нарисовал!» — «Молодец!». Позитивная реакция ма­мы здесь очень ценна. Но непременно ли похвала? Ведь ребенку очень важ­на реакция родителей, и получая та­кое подкрепление, он может в следую­щий раз стремится к нему, ориентиру­ясь не на процесс, а на результат. Кроме того, взрослые таким образом формируют зависимость от чужого мнения. А какова альтернатива? Ведь нельзя же оставить без внимания творческий порыв? Конечно, нет. И «внимание» здесь ключевое слово. Именно за ним, а вовсе не за быстрым взглядом от плиты и торопливым «Ну молодец», приходит ребенок к маме. Поэтому возьмите в руки рисунок (самолетик, аппликацию, слепленную фи­гурку…), внимательно рассмотрите, про­комментируйте то, что видите, просто описывая рисунок и можно добавить свои впечатления: «Какой ты нарисовал домик: с окошками и трубой, к нему ведет такая желтая дорожка и деревья кругом, а на окнах занавески и даже горшок с цвета­ми. Какая солнечная картинка, так и хо­чется там оказаться!».

2. Похвала, как выражение чувств. Бывает, что родители хвалят ребенка просто потому, что у них хорошее на­строение. Они радуются тем поступкам и словам ребенка, на которые в другое вре­мя и внимания не обратили бы. Напри­мер, приходя с работы, мама видит, что ребенок играет на полу с конструктором. Она вполне может выразить свою ра­дость и удовлетворение словами: «Ты моя умница!». А в другой раз, возвраща­ясь домой уставшая, она на точно такую же ситуацию скорее отреагирует негатив­но: «Опять все игрушки разбро­сал! Не прой­дешь». Ребенок дезориентиро­ван — его и хва­лят и ругают за одни и те же поступки. Поэтому, если слова, об­ращенные к ребенку, продиктованы поло­жительными чувствами, лучше выражать именно эти чувства. Например, сказать ребенку: «Как я рада тебя видеть! Я так соскучилась!». Это, кстати, можно отне­сти и к негативным эмоциям. Безусловно, лучше не бросать в раздражении: «Вечно у тебя бардак», а сказать: «Я сегодня так устала. Мне очень неприятно, когда иг­рушки разбросаны по полу. Убери, пожа­луйста».

3. Похвала, как способ воспитания. Если взрослые хотят изменить поведение ребенка, то тут как раз нет лучше спосо­ба, чем похвала. Уже давно отмечено, что позитивное подкрепление в 4 раза эф­фективнее, чем негативное. То есть вме­сто того, чтобы 4 раза ругать за непра­вильное поведение, лучше один раз по­хвалить, когда ребенок сделал все как на­до. К тому же, если слишком часто делать замечания ребенок просто перестает на них реагировать. Поэтому хвалите, хва­лите чаще. Особенно это полезно, если ребенок тревожен, неуверен в себе или упрям и негативен.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОХВАЛА?

   1. Похвала должна включать ясное и под­робное описание желаемого поведения. На­пример, если ребенок с трудом садится за уроки, родители могут отметить позитивное исключение словами: «Какой ты молодец! Сегодня сам без напоминаний сел за уроки сразу после обеда. Как приятно, что ты так ответственно относишься к своим заняти­ям!»

   2. Очень важно отмечать даже минималь­ные положительные изменения, иногда це­лесообразно поддерживать авансом, одоб­рять уже само стремление ребенка менять­ся. Например, можно сказать: «Ты молодец, сегодня сел за уроки на полчаса раньше, чем вчера» или даже: «Я вижу, ты очень старался сегодня начать делать домашнее задание пораньше. Я уверена, завтра у тебя это точно получится».

    3.  Очень эффективной бывает «косвенная похвала», когда обращаются не к ребенку, а рассказывают кому-то третьему (отцу, ба­бушке, подруге) о его успехах и достижени­ях.

Всем приятно, когда их хвалят, поддержива­ют, им рады. Ребенок, выросший с ощуще­нием, что у него все отлично получается, лучше себя чувствует, лучше справляется с различными задачами. Поэтому не стоит жалеть внимания и одобрения самым близ­ким и любимым.

 ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ  РЕБЕНКА

1.    ЛЮБОВЬ

2.    ТЕРПЕНИЕ

3.    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

4.    УВАЖЕНИЕ

 5.    НАСТОЙЧИВОСТЬ

Памятка от детей